29 сентября 2020      362    

Школьные оценки

По поводу современной системы образования у меня, как у мамы двух школьников и практикующего психолога, возникает всё больше и больше вопросов. И один из этих вопросов связан с традиционной системой оценивания, которая до сей поры существует в школах.

В наших школах используют 5-балльную систему оценивания знаний и умений ребёнка. На мой взгляд, эта система давно устарела и не даёт никакой информации об индивидуальном развитии и перспективе отдельно взятого ребёнка. Представьте сами: ребёнку тяжело даётся, например, русский язык. После изучения новой темы пишется диктант, в котором ученик делает 12 ошибок и получает (естественно) двойку. Но ребёнок не сдаётся, учит и разбирает ее дальше и на следующем диктанте делает всего 6 ошибок. И снова (естественно) получает двойку. То есть, по сути, ученик улучшил свой результат в 2! раза. По факту, снова двойка. Он снова неуспешный двоечник. Кстати сказать, не каждый родитель будет разбираться в подобной ситуации, не каждый вникнет, что его ребёнок то молодец. Многие автоматически начнут ещё больше ругать и наказывать нерадивое чадо. Хотя, получается, что надо хвалить. И так постоянно.

До сих пор в наших школах снижают оценки за некрасивый почерк, за исправления, описки, неправильный отступ клеточек и тому подобные «важные» в обучении вещи. Вопрос не в учителях, конечно: они работают в рамках системы и должны быть в любой момент готовы к проверкам (а проверять образовательные учреждения у нас очень любят). Поэтому пространства для лавирования у педагогического состава нет.
В большинстве цивилизационных стран такой системы оценок в школе давно не существует, а в некоторых и не было изначально. До среднего звена, то есть примерно до 11-12 лет детям либо не ставят оценки вообще, либо это очень широкая система баллов, процентов или букв алфавита. В конце учебного года родителям выдаётся итоговое заключение, где указывается, с чем у ребёнка есть сложности, а в чем он большой молодец.

И никаких ярлыков, паники по поводу двоек, истерики «а вдруг не выйдет отличником в этой четверти». Ребёнок спокойно учится, не чувствуя над собой Дамоклового меча карательного оценивания. Ведь когда человек учится, он всегда ошибается. Чтобы что-то освоить, человек сначала делает это неправильно, а потом понимает как надо. И если в этот момент, вместо поддержки, он получает двойки и тройки в школе, не стоит удивляться, что у ребёнка совершенно пропадает желание хорошо учиться. Ученик либо опускает руки, привыкая к тому, что он неудачник, либо протестует, отказываясь прилагать усилия в учебе.

Поэтому родителям надо очень осторожно реагировать на принесённые ребёнком оценки. Всегда разбираться, что привело к неудаче. И ругать (если это необходимо) не за саму цифру, а за то, что ей предшествовало. Если ребёнок старался, но у него не получилось, он и так расстроен, разочарован. Стоит помочь ученику разобраться в теме и исправить ситуацию. А если он ленился и ничего не делал, что привело к плохому результату, родитель опять же ругает именно за это и помогает осознать, что без усилий и результат будет неутешительный.

Предвосхищая вопросы: мои школьники учатся вполне успешно, они твёрдые хорошисты. Но в процессе освоения знаний у них бывают и двойки и тройки. И расстройства из-за этого, и слёзы. Но нет наказаний, криков и ограничений. Потому что это бессмысленно, бесполезно и никак не приводит к повышению успеваемости.

Свежие записи
Архивы

© 2021 Детский психолог Ирина Каменская · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика