22 сентября 2020      577    

Как помочь ребёнку найти друга? Сложности в общении

Одной из основных проблем, возникающих в детском и подростковом возрасте является проблема в общении со сверстниками. Часто бывает так, что ребёнок вполне успешно общается с младшими и старшими детьми, со взрослыми, а в равном по возрасту коллективе отношения не складываются. Это и неудивительно, ведь именно сверстники это самая сложная категория для общения. Младшие дети всегда рады, когда на них обращают внимание старшие, готовы играть по их условиям и правилам, а более взрослые дети, как правило, снисходительны к младшим, спорят с ними реже и играют так, как тем хочется.

Сверстники же непредсказуемы, не слишком лабильны и не будут уступать без повода. Каждому ребёнку приходится выстраивать свои отношения в коллективе, занимать своё место, создавать свою репутацию. И, конечно, особенности эмоциональной сферы ребёнка могут создавать в этом большие трудности. Застенчивость, тревожность, агрессивность, упрямство – проявление таких особенностей мешают ребёнку в общении, в налаживании личностных связей. Именно поэтому, когда у ребёнка регулярно возникают проблемы в коллективе или перманентно не складывается общение, стоит задуматься, что ему мешает и над чем нужно поработать.

Зачастую, атмосферу нагнетают родители: «ребёнку 2 года, а он не социализирован, не хочет играть с детьми», «лучшие друзья появляются в школе, а у тебя в 3-м классе ещё нет лучшего друга», «почему ты не хочешь знакомиться на площадке» и т.д. В таких ситуациях родителям однозначно необходимо поумерить свой пыл и вспомнить несколько моментов.

Во-первых, потребность в общении со сверстниками формируется у ребёнка примерно к 3-м годам. До этого возраста социализация происходит в присутствии и с поддержкой родителей. Да, есть дети, у которых эта потребность существует практически с рождения, но это не хорошо и не плохо, это данность. Остальные же начинают по настоящему играть со сверстниками параллельно с формированием навыков сюжетно-ролевой игры, ведь для неё уже нужен партнёр.

Во-вторых, «лучшие школьные друзья» на всю жизнь, могут появиться и в 5, и 10 классе и в институте. Зачастую, детская дружба обрывается в подростковом возрасте, когда у друзей неожиданно расходятся интересы или появляются разные компании. В любом случае взрослым не надо нагнетать обстановку и постоянно спрашивать о том, появился ли у их ребёнка друг.

Знакомство с новыми людьми и общение в незнакомой компании, коллективе это вообще дело сложное. С этим и у взрослых могут возникать трудности, что уж говорить о детях и подростках. Нельзя заставлять ребёнка, можно поддерживать. Если ребёнок маленький, родитель может помочь на начальных этапах и выйти из ситуации, как только малыш освоится. С подростками же нужно разговаривать, поддерживать, предлагать общение в коллективе, где не слишком много людей и есть общие интересы (секция, художественная или музыкальная студия и т.п).

Нужно помнить, что разовые трудности в общении возникают у каждого ребенка. Это нормально, если это не частые конфликты, буллинг или постоянное одиночество. В первом случае достаточно поддерживать ребёнка, научить его смотреть на ситуацию с разных сторон, критически оценивать и своё и чужое поведение. Во втором необходимо более серьезное вмешательство взрослых: защита, помощь в решение личностных и эмоциональных проблем, работа с детским коллективом.

Не забывайте, что у всех людей разные потребности в общении: кому-то нужен широкий круг друзей и приятелей, прогулки и движение, а кто-то прекрасно чувствует себя с одним надежным другом, много времени при этом проводя дома, с семьей. Самое главное, чтобы ребёнок мог общаться и чувствовал себя достаточно комфортно в социуме.

Свежие записи
Архивы

© 2021 Детский психолог Ирина Каменская · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика