25 июня 2021      1366    

Самоопределение: подросток знает, чего хочет

Один из самых важных вопросов, которые волнуют родителей подрастающего ребёнка — это вопрос самоопределения. Как сделать так, чтобы подросток к 15-16 годам знал, чего он хочет, наметил дальнейший путь развития и образования, понимал, какую профессию он хочет получить.

Современная система образования построена таким образом, что определяться в таких вопросах ребёнку приходится довольно рано. Уже в начале 8-го класса детей начинают опрашивать: какие экзамены они будут сдавать через год. То есть, по факту, какие экзамены тебе нужны для дальнейшей учёбы. А подростку всего 14-15 лет. Хорошо, если у ребёнка есть явные способности в определённой области (математические, художественные, гуманитарные и т.д.). Тогда можно выделить хотя бы не профессию, но направление, поле, в котором ребёнок будет выбирать дальше. Здесь родителям главное не сбивать подростка, не внушать ему стереотипы про «престижные» и «выгодные» профессии. Какой хореограф? Надо идти в экономисты! Давно известно, что нет «хороших» и «плохих» профессий: человек будет успешен и реализован в той профессии, которая отвечает его склонностям, способностям и желаниям. Поэтому лучше поддерживать подростка в его выборе, обсуждать опасения, если они есть, но не нагнетать обстановку.

Для того, чтобы в 16 лет человек знал, чего хочет, надо с самого раннего возраста давать ему возможность делать выбор, принимать решения, учитывать его мнение, касающееся его жизни. Если в 5 лет запрещать выбирать футболку, в 10 лет не давать выбрать секцию, то в 15 лет ребёнок будет покорно ждать, пока родители всё решат за него. Подросток не становится внезапно самостоятельным, если он не учился таким быть всё детство, согласно его возрастным возможностям, естественно.

Конечно, будет полезно, если ребёнок будет пробовать разные занятия, менять увлечения, учиться чему-то новому. В этом нет ничего страшного, хотя родители иногда беспокоятся, что ребёнок не может остановиться на чем-то определенном. Здесь главное соблюдать баланс: наблюдать, чтобы ребёнок не бросал занятия при первых столкновениях с трудностями, проблемах в обучении. Стимулировать его взять всё нужное, достичь определенного результата. А потом, при желании, можно попробовать нечто новое. Иначе как человек узнаёт, что ему по душе?

Ну и, конечно, играет роль окружение ребёнка, примеры из семьи. Если родители занимаются делом, которое знают и любят, демонстрируют интерес к развитию в своей специальности и испытывают профессиональную удовлетворенность, то для подростка будет естественным стремиться к тому же. По крайней мере, вероятность этого будет больше.

Свежие записи
Архивы

© 2024 Детский психолог Ирина Каменская · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика