10 октября 2024      890    

Подросток не хочет учиться…

Почему подросток не хочет учиться?

Самый актуальный запрос от родителей за последние несколько лет. Подростки массово отказываются ходить в школу, говорят о бесполезности школьного обучения, протестуют и фыркают. Закатывают глаза в ответ на речи родителей о будущем, профессии и поступлении. «Вы ничего не понимаете, сейчас все по другому!» — обычная ответная фраза на все наши примеры из собственной жизни и уговоры. Давайте разбираться.

Во первых, надо различать: ребенок не хочет учиться или не хочет ходить в школу? Это, как говорится, две большие разницы. Дети не всегда улавливают ее сразу, надо объяснять. Учиться — это значит узнавать то, чего ты раньше не знал, уметь делать то, что раньше не умел. Чаще всего, это нравится детям и подросткам.

Причины нелюбви к обучению

Слишком раннее начало обучения
Например, когда очень рано заставляют учиться читать и писать. Проводят академические занятия (с партой, тетрадями и домашними заданиями) до 5-6 лет. Да, есть дети, которым это нравится и они сами об этом просят. Все остальные дети, в дошкольный период детства не обязаны такой учебой заниматься. Ибо основное их развитие происходит через игру. Если ребенка заставляют, то к 1-му классу мы получаем ученика, который все это уже ненавидит.
И да, я сама вела развивающие занятия для малышей, на которых мы пели, плясали, играли, рисовали и дули пузыри. Детям было весело, они учились исключительно в процессе игры. А если им что-то было неинтересно, никто не заставлял их это делать.

Слишком раннее погружение в мир интернета
Когда ребенку полтора-два года, а он уже умеет играть в видеоигры и смотрит не только мультики, но и ролики на YouTube. Сейчас специалисты говорят о том, что такие развлечения могут быть доступны ребенку после того, как он осознанно научился читать. Осознанно, значит читать, понимать и пересказывать. Если ребенок получил доступ к видеоигре до того, как он освоил все остальные ее виды (манипулятивная, спортивная, настольная, сюжетно-ролевая и т.п.), то это прямой пусть к зависимости в раннем возрасте. А играть на компьютере интереснее и проще, чем учиться. Да, я зануда. Но все то, что по мнению некоторых родителей, ребенок может освоить на планшете, он может освоить и без него. Давайте честно: вопрос в том, что гаджеты позволяют завлечь ребенка на любой период времени без нашего участия. Но потом получить результат: ребенку ничего не приносит удовольствия, кроме гаджета. И нет, я не имею в виду, что нельзя ребенку в очереди в поликлинике включить мультик на телефоне, чтобы он ждал спокойно. Или когда вы за рулем. Но вы же не все время в поликлинике и за рулем?

Объективные трудности в обучении
По каким-то причинам, чаще органическим или неврологическим, ребенку крайне тяжело дается процесс обучения. Дисграфия, дислексия, проблемы с речью, памятью и т.п. В таких случаях нарушение чаще влияет на один из предметов: русский или математику. Ребенок объективно очень старается, но у него не получается. Он устает больше, чем кто-то другой. Естественно, без быстрого результата интерес теряется.

Причины нелюбви к школе

Проблемы в общении со сверстниками
Эта причина действительно занимает первое место. Так уж устроены подростки, что принятие со стороны сверстников является им жизненно необходимым. Если есть игнорирование, издевательство, враждебность, агрессия, презрение — человек испытывает колоссальный стресс. В таком состоянии учеба это последнее что его интересует. Он пытается выжить и самоутвердиться в среде себе подобных. Без друзей и поддержки в классе это крайне сложно. Поэтому в школу идти не хочется, страшно.

Проблемы в отношениях с учителями
К сожалению, некоторые учителя до сих пор используют в своих методах работы крик, унизительные замечания и публичное осмеяние. Учительский буллинг доказать еще сложнее, чем подростковый. Но он есть. Да, я знаю, что сейчас меня закидают камнями. Нет, я не идеализирую современных детей и подростков, они сложные. Подростки абсолютно во всех поколениях сложные. Но если человек не может с ними работать, то не надо. В результате мы получаем страх перед учителем, ненависть к предмету и нежелание идти в школу.

Слишком пристальное и эмоциональное отношение родителей к оценкам
Когда оценки отслеживаются, за них наказывают (отбирают телефон, запрещают гулять и т.п.). Когда не помогают, а еще больше топят. Когда «никуда с нами не поедешь, если получишь двойку!«. И «Дед Мороз на Новый год тебе ничего не принесет, если за четверть будет тройка!«. Когда все общение родителя с ребенком крутится вокруг его успеваемости. А потом об этом еще бабушке рассказывают и у нее потом сердце болит. Да, я считаю, что учиться хорошо — это важно и здорово. Но это не смысл жизни. Наша система оценивания крайне непродуктивна и не показывает прогресс ребенка. Нет, мне не кажется, что двойка это причина ребенка ругать. Это повод разобраться и понять, как помочь.

Кстати, сейчас действительно все по другому. Школьное образование давно отстало от современных реалий. Но это не значит, что не надо учиться. Надо трезво оценивать ситуацию, возможности своего ребенка. Рассказывать про систему, в которой мы (нравится нам или нет), но существуем. Да, троечник может быть очень умным. Но приемная комиссия об этом не узнает, она будет смотреть на цифры. Да, можно обойтись и без высшего образования, если ты не хочешь стать врачом, психологом, архитектором или инженером.
Нам приходится учить те предметы, которые в прикладном смысле могут и не понадобиться. Но они разовьют наш мозг, расширят кругозор и совершенно его не перегрузят.

Как сделать так, чтобы подросток все-таки учился? Об этом отдельно. Но могу сказать однозначно: сделать это получится, если у вас есть базовые хорошие, теплые отношения с вашим ребенком. Основанные не на страхе и наказаниях. А на любви, уважении и умении договариваться. Да, я знаю, как это сложно.

Продолжение следует…

Свежие записи
Архивы

© 2025 Детский психолог Ирина Каменская · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru.

Яндекс.Метрика