04 декабря 2024      290    

Как помочь ребенку учиться

Мотивация к учебе: что делать, как помочь ребенку учиться

Итак, в первой части мы определили, почему у детей и подростков часто бывают проблемы с мотивацией к учебе. Теперь попробуем понять, что можно сделать. Прежде всего давайте вспомним, что мотивация это внутренний психофизиологический процесс, который управляет поведением человека. Ключевое слово — внутренний. То есть, по определению, мы родители, из вне, мотивацию у ребенка/подростка сформировать не можем. Но можем влиять и стимулировать. Вопрос только как.

Начнем издалека, и если меня читают родители малышей, то у них есть возможность с самого раннего детства закладывать основы адекватного отношения к учебе и развивать любознательность.

Занятия в дошкольный период детства проводятся по возрасту и по интересам

Никакого насилия! Не надо заставлять 3-4 летнего человека учить цифры и буквы «потому что сын маминой подруги уже читает» или «потому что все должны заниматься ранним развитием, а то потом будет поздно». Сына маминой подруги оставим за кадром, а про раннее развитие помним, что вы занимаетесь им с ребенком каждый раз, когда поете ему песню, читаете, играете, лепите снеговика, поливаете огород, катаете машинку или пинаете мяч.

Что очень полезно делать с ребенком в дошкольный период? Развивать его физически: учить кататься на велосипеде/самокате/ с горки, пинать и кидать мяч, прыгать, скакать, бегать и т.п. Учить его разным видам художественной деятельности: рисовать, красить, резать бумагу, клеить, плести, лепить из пластилина и т.п. Способствовать музыкальному развитию: петь, танцевать, слушать музыку, стучать в барабан и т.п. Обязательно читать! Конструирование тоже отличное занятие: Lego — великое изобретение человечества. Деревянные кубики и металлические конструкторы тоже. Необходимо учитывать следующее: во всех этих видах деятельности отталкиваемся от интересов ребенка. Чем ему нравится заниматься, тем занимаемся больше и активнее. Остальное понемногу и периодами.

Про читать отдельно: если ребенок любит это занятие, прекрасно. Если не особо, то понемногу: как ритуал перед сном, как семейное чтение (то есть для всех). Ну и книжки тогда выбираем о том, чем ребенок увлекается. Чтение — основа дальнейшего (школьного) процесса обучения. Чтение вслух развивает слуховую память и восприятие, в частности и когнитивные способности в целом.

Ограничиваем гаджеты и интернет

В дошкольный период детства ребенок всегда находится под контролем взрослого: родителя/воспитателя/тренера/бабушек и т.д. Поэтому нет необходимости в собственном телефоне. А телефон родителей должен быть табу, играть (а лучше смотреть мультик) на нем можно только в особых ситуациях, когда приходится долго ждать или далеко ехать. Осваиваем развивающие, настольные и спортивные игры. Гуляем, ходим в театры или детские игровые. Таким образом расширяем кругозор и учим тому, что отдыхать и развлекать себя можно по разному. При этом не надо устраивать детям постоянный фейерверк, развлекать их в обязательном порядке. Тут, скорее идет речь об образе жизни всей семьи: если родители все выходные сидят в телефонах, то и ребенку будет скучно без этого. Но не надо демонизировать мультфильмы и фильмы, просто контролируем время и контент соответственно возрасту ребенка.

Отслеживаем, как формируются отношения ребенка с важными взрослыми

Не должно быть такого, что ребенок панически боится воспитателя, педагога или тренера. Крики, давление, оскорбления недопустимы, мы, как родители должны в таких случаях вмешиваться в ситуацию. Иначе ребенок получит психологическую травму и в какой именно форме она проявится (тики, энурез, невроз и т.п) мы не знаем. В любом случае, это вызовет в дальнейшем страх перед учителем и нежелание идти в школу.

Что делать, если проблема с мотивацией возникает уже у школьника?

Надо понимать, что сегодняшние школьники очень редко испытывают энтузиазм относительно школьного обучения. В основном, я встречаю такое у школьников из центральной части России, где есть более современные школы и более инновационный подход. У остальных (особенно у подростков) отношение к школе колеблется от прохладного до остро-негативного. Это надо учитывать и не пытаться переубедить ребенка. Скорее, мягко внушать, что так или иначе, учиться необходимо и ходить в школу все равно придется. Лучше помочь ребенку найти в этом плюсы.

1. Не критиковать учителей в присутствии ребенка.
По возможности поддерживать авторитет, в начальной школе построить нормальные, адекватные отношения с учителем (в дальнейшем с классным руководителем), чтобы знать ситуацию изнутри и иметь возможность вовремя вмешаться. Имейте в виду, что в школах сейчас нет индивидуального подхода, от слова совсем. Это вопрос не на уровне учителей, а на уровне системы. Если у ребенка в школе возникают проблемы, решать их придется вам.

2. При возникновении трудностей в школе, старайтесь помогать ребенку.
Для этого надо разобраться, отчего они возникают. Если это проблемы с поведением, с саморегуляцией, то лучше обратиться за помощью к специалисту (невролог, психолог, нейропсихолог). Вам дадут рекомендации и определят направление коррекции. Если это это трудности именно в обучении, с каким либо предметом, то, возможно, потребуются дополнительные занятия с вами или репетитором.

3. Не стоит акцентировать все свое внимание на оценках.
Это важно, но не нужно делать их главным смыслом вашей жизни и жизни ребенка. Плохие оценки должны быть поводом задуматься и разобраться, что идет не так. А не постоянной причиной скандалов и наказаний. Не читаем постоянных нотаций, не симулируем сердечные приступы от двойки. Ругаем не за оценки, а за причины, если они являются поводом для негатива. Например: ребенок учил, старался, но освоил не до конца, получил плохую оценку. Он и так расстроен и разочарован, а тут еще родители сверху добавляют недовольство. Лучше поддержать и спросить, нужна ли помощь. А если ребенок получил 2, потому что просидел в телефоне, проболтал на уроке и т.п, тогда родитель может ему эту параллель озвучить и поругать. За процесс больше, чем за результат.

4. Больше хвалить, чем ругать.
За хорошие результаты, за исправление ошибок, за самостоятельность, пунктуальность, быстроту, внимательность. Чистые брюки или аккуратный почерк, вежливость или помощь однокласснику. Всегда сначала хвалим — потом высказываем недовольство. Сравниваем ребенка/подростка только с ним самим! Вы же помните, что сын маминой подруги остался за кадром? Раньше не умел-теперь научился, раньше получалось хуже (медленнее), теперь лучше (быстрее).

5. Оставляем пространство для общения с ребенком не на тему учебы/школы/оценок.
Когда просто разговариваем, гуляем, смотрим фильм, едим мороженое. Конечно, развлечения можно оставить на выходные, но несколько минут в день выделить, чтобы поговорить или обнять ребенка может каждый. Делегируем все что можно, специально обученным людям (занятия с репетитором, видеоуроки, обучающие платформы). В школьный период ребенок неизбежно получает доступ к гаджетам. Пусть они послужат во благо. Но тоже под контролем.

6. Режим и контроль нагрузки.
Важно следить за тем, чтобы у школьника был режим. Сон, питание, отдых. Без удовлетворения базовых потребностей невозможна умственная продуктивность и эмоциональная стабильность. Ничего нового, все банально: если ребенок поздно ложится спать, то утром он будет нервничать и плохо соображать. Если он питается сладким, а нормально ест раз в день, будет повышенная возбудимость и истеричность. Помним, что за период школы человек из 7-летнего ребенка превращается в 16-18 — летнего молодого человека. И это взросление проходит непросто. Не игнорируем жалобы на усталость, утомляемость, рассеянность, проблемы с памятью, головные боли и т.п. Вовремя обследуем, лечим, консультируемся со специалистами.

Очень важное место в школьной жизни отводится общению со сверстниками. Если атмосфера в классе доброжелательная, отношения между учениками адекватные, учителя не только учат, но и способствует развитию дружеских, человеческих отношений ребят, это огромный плюс. Ребенок не боится идти в школу, с удовольствием участвует в жизни класса, дружит с отдельными одноклассниками. Если же есть серьезные проблемы в отношениях, то интерес к учебе угасает, ребенок боится идти в школу, отвечать у доски. Не хочет ни с кем дружить, либо не может ни с кем подружиться. Нужно обязательно обращать внимание на эту строну школьной жизни, с самого начала интересоваться тем, что происходит в классе. Следить, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга или сам не превратился в агрессора. По возможности позволять ребенку приглашать к себе друзей, поощрять прогулки или совместные увлечения (секции, занятия и т.п). Важно, чтобы ребенок не боялся обратиться к вам за помощью в случае возникновения проблем, а для этого необходимо сформировать с ним нормальные, теплые отношения.

Свежие записи
Архивы

© 2025 Детский психолог Ирина Каменская · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru.

Яндекс.Метрика